5 апреля на сцене Большого концертного зала филармонии состоится концерт Хора государственной академической симфонической капеллы России. Художественный руководитель и главный дирижер – народный артист России Валерий Полянский. Концерт пройдет в рамках празднования 150-летия со дня рождения великого композитора, дирижера и пианиста Сергея Васильевича Рахманинова. Коллектив выступит впервые на Оренбургской сцене и исполнит "Всенощное бдение". Это музыкальное произведение уникальное и неповторимое по своеобразию, глубине замысла, силе и яркости художественного выражения. «Всенощная» Сергея Рахманинова представляет собой вершину русской классической музыки в области хоровой литературы a cappella.
Сочинению «Всенощное бдение» предшествовали события, происходящие в мире, тревога за судьбу родины в период Первой мировой войны побуждают Рахманинова обратиться к корням русской музыкальной культуры – старинным церковным напевам, знаменному пению. В конце первого года войны он пишет Всенощное бдение, ор. 37, завершенное им в начале 1915 года.
В этом произведении композитор исходил из канонических традиций и опирался на вошедшие в церковный обиход знаменные мелодии. Но его работа отнюдь не ограничивалась их гармонизацией. Ориентируясь на стиль старинного знаменного пения, Рахманинов создал свои собственные оригинальные темы. Его музыка не несет черт стилизаторства, музейной засушенности или искусственности. Она живет, дышит как глубоко современное произведение. В этом сказались особенности творческой личности Рахманинова, всегда тяготевшего к древнерусским напевам, использовавшего их интонации в сочинениях самых разных жанров от фортепианных миниатюр до симфонических полотен. Многие страницы «Всенощной» пленяют своей лирической мягкостью, задушевной теплотой выражения. Музыке «Всенощного бдения» присуще строгая суровая простота и сосредоточенность.
Всенощное бдение – двухчастная композиция, состоящая из вечерни (№2–6) и утрени (№7–15), предваряемых прологом. В основе песнопений – подлинные темы Обихода, суровые, аскетичные знаменные распевы, которые композитор обогатил всеми современными средствами. Использование хора богато и разнообразно: Рахманинов прибегает к разделению партий, пению с закрытым ртом, создает своеобразные тембровые эффекты. Общий спокойный эпический тон сочетается с богатством красок – лирических, нежных мелодий, зычных возгласов, колокольных переливов.
Первое исполнение Всенощного бдения состоялось 10 (23) марта в Москве Синодальным хором под управлением Н. Данилина. Впечатление было огромным. Известный критик Флорестан (В. Держановский) писал: «Быть может, никогда еще Рахманинов не подходил так близко к народу, его стилю, его душе, как в этом сочинении. А может быть, именно это сочинение говорит о расширении его творческого полета, о захвате им новых областей духа и, следовательно, о подлинной эволюции его сильного таланта». В последующие месяцы произведение несколько раз повторялось с неизменным успехом. Однако после Октябрьской революции 1917 года в России, боровшейся со всеми религиозными проявлениями, Всенощное бдение было надолго запрещено. Лишь в конце XX века эта прекрасная музыка заняла свое законное место в концертной жизни.
Из истории создания коллектива: в 1971 году Валерий Полянский основал Камерный хор, который спустя всего четыре года одержал победу на Международном конкурсе имени Гвидо д’Ареццо в Италии. В 1980 году коллектив получил статус Государственного камерного хора Министерства культуры СССР, объездил все республики СССР, с успехом выступил на престижных международных фестивалях. В 1991 году путём слияния Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого выдающимся музыкантом, дирижёром Геннадием Николаевичем Рождественским, и Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского, была образована Госкапелла. Днём рождения Госкапеллы считается 27 декабря 1991 года. В этот день в Большом зале консерватории новый коллектив выступил под управлением Г.Н. Рождественского. В 1992 году художественным руководителем и главным дирижёром ГАСК России стал Валерий Полянский. Сегодня Госкапелла – это коллектив из 200 артистов, включая солистов-вокалистов. ГАСК России – желанный гость концертных залов России, регулярно выступает за рубежом. Основу репертуара Госкапеллы составляют сочинения кантатно-ораториального жанра: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей – Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский регулярно проводит монографические симфонические циклы, посвящённые творчеству великих композиторов.
В Оренбурге концерт состоится в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны».