МУЗЫКА, КОТОРАЯ ЗАХВАТЫВАЕТ

30 сентября 2023 г.
Большой культурный проект проходит в эти дни в Оренбуржье
Насыщенный репетиционный процесс постановки концертной версии оперы «Алеко» Рахманинова завершился грандиозными премьерами, которые проходят в эти дни в Оренбургской областной филармонии.
Впечатлениями о работе над проектом поделился дирижер Центра оперного пения Галины Вишневской и дирижер-постановщик оперы в Оренбурге Ярослав Ткаленко.
 
- Ярослав Владимирович, нынешний год в России проходит под знаком Рахманинова. И потому первый вопрос – что для Вас значит музыка Рахманинова?
- Мне не хотелось бы показаться банальным в ответах на вопрос о музыке и личности Гения, создавшего свой неповторимый стиль.
У Рахманинова есть свой язык и свой мир, в который ты погружаешься и уже там осваиваешься и живешь. Он потрясающий мелодист, тонко передававший русские интонации в музыке. Его богатейшая гармония отражает глубину человеческой души и чувств человеческих. Музыка Рахманинова захватывает. Исполнять ее очень интересно: там много есть, что поискать и поиграть.  Ты купаешься в этой музыке с удовольствием.
 
- Музыка Рахманинова, безусловно, любима и необычайно популярна. У Вас как у дирижера есть партитуры, которые Вы для себя особо выделяете?
- Симфонические танцы обожаю. Конечно, вершина - его фортепианные концерты. Второй, Третий…  Сергей Васильевич, будучи гениальным пианистом, зная о рояле всё и владея беспредельной техникой, воплотил это в своих оркестровых партитурах, в фортепианной фактуре. И, конечно, для любого пианиста это исполнительская задача для бесконечного совершенствования.
Наверное, что касается любимых произведений – это Симфонические танцы и Второй концерт. Концерты Рахманинова я много раз с удовольствием исполнял с разными пианистами.
Второй фортепианный концерт вообще стоит особняком. Казалось бы, его музыка у всех на слуху, но там столько исполнительских трудностей. Он очень непростой для оркестра, не говоря уже о партии солиста. Третий меньше пришлось исполнять. В нем не меньше  красот и технических трудностей. Правда, по большей части там они в партии фортепиано. Четвертый концерт играли с Денисом Мацуевым, который в свое время его выучил и обкатывал по России. Сложнейший местами по языку, технически сложный и редко исполняемый, но с той же прекрасной рахманиновской   музыкой
 
- Опера «Алеко» бьет рекорды по количеству постановок. И не только в нынешнем году. Как Вы для себя оцениваете эту оперу?
 - Конечно, в «Алеко» чувствуется, что он ещё молодой, что она была сделана очень быстро. Меньше трёх недель на всю партитуру. Явно ощущается, что его захватил материал. Но в ней уже мощно проявился   потрясающий Рахманиновский мелодизм  –  известная Каватина Алеко, рассказ старика, сцена у люльки,  где и характеры героев вполне раскрываются.
Финал немножко для меня остается под вопросом – не вполне, пожалуй, разработанный по форме. Мне кажется, если бы он позже писал эту оперу, то мог бы получиться более развёрнутый финал. Так, как он дальше реализовал во «Франческе да Римини», где финал – это потрясающая фреска, где целый мир развёртывается.
 
- Видите ли Вы, как дирижер сложности при работе с одноактными операми?
- Думаю, нет – задачи везде одинаковые. Но тот факт, что опера «Алеко» одноактная, означает, что всё должно быть идеально от первой до последней ноты.  Она идет мало по времени и все всё услышат и заметят. А кроме этого надо и в малой форме постараться максимально раскрыть характеры героев, чтобы драматургия выстроилась.
Всегда по сравнению с симфоническими программами для постановки оперы требуется больше репетиций. В опере оркестр должен выучить и запомнить не только свою партию, но и вокальную, потому что певец, двигаясь по сцене, может спеть не очень ритмично, может пропустить целый эпизод… Бывало всякое. Поэтому музыканты должны суметь быстро сориентироваться, перескочить, подхватить. Должны дышать вместе с певцом.
 
- Постановка «Алеко» - Ваш первый проект в Оренбурге. В связи с эти традиционный вопрос: каковы Ваши впечатление от процесса работы?
- Действительно, наше знакомство с оркестром, солистами, хором состоялось только с началом репетиций над оперой «Алеко». Должен сказать, все молодцы!
Вначале при разборе было трудно, и это понятно. Оперная партитура, в которой уже присутствуют рахманиновские резкие смены темпов, агогика. Необходимо было выучить, вслушаться в эту музыку, приспособиться друг к другу. Сейчас вполне освоили оперу и получаем удовольствие от её исполнения. 
Хор института искусств меня  приятно удивил: ребята пришли на первую репетицию абсолютно готовые, с прекрасно выученным  материалом. Я сразу ставил  перед ними художественные задачи. Молодцы! С большой самоотдачей и увлечением репетировали. Показали себя профессионально в высшем смысле этого слова.
 
- И в заключении – Ваша оценка значимости творческих проектов, объединяющих силы музыкантов Москвы и Оренбурга.
- Это, безусловно, очень полезно для всех. Потому что сойтись на одной сцене  большим коллективам – певцам, хору и оркестру вместе, соединить в одно целое и в результате сделать красивое, звучащее, и, надеюсь, захватывающее и зрителей, и исполнителей действо, это увлекательный творческий процесс и радость  для всех огромная.
МУЗЫКА, КОТОРАЯ ЗАХВАТЫВАЕТ