Интервью с художественным руководителем Оренбургского государственного академического русского народного хора

17 ноября 2023 г.
В 2023 году Оренбургский государственный академический русский народный хор празднует 65-летие.
Славную дату коллектив отметит большими гастролями по городам России, серией концертных выступлений на главных сценах Москвы и, конечно же, в родном Оренбурге.
В канун масштабных событий художественный руководитель хора, народный артист России Владимир Позднеев поделился своими размышлениями о творческом пути коллектива, о ярких именах в его истории и современности, а также о роли народной песни в современных реалиях.
– Владимир Александрович, позвольте в Вашем лице поздравить с юбилеем весь коллектив Оренбургского народного хора. 65 лет – солидная дистанция и большую часть пути Вы являетесь художественным руководителем хора.
- Большое спасибо. Действительно, я возглавил Оренбургский народный хор в 1987 году и сейчас это уже наш восьмой совместный юбилей. От момента создания коллектив поочередно возглавляли два известных художественных руководителя – основатель хора, заслуженный артист РСФСР Яков Васильевич Хохлов и заслуженная артистка России Людмила Ивановна Райкова. Под моим руководством коллектив готовил программу с названием «Оренбуржцы-казаки», приуроченную уже к 30-летию, которая была показана зрителям на сцене театра музыкальной комедии.
В напряженном поиске новых выразительных средств шли годы. Высокая планка государственного коллектива, повышение взыскательности публики, стремление работать на опережение требовали постоянного качественного роста. Важными вехами на этом пути являлись юбилейные программы, которые каждые пять лет звучали на сцене Концертного зала имени Петра Ильича Чайковского. Я считаю, это самый престижный зал не только для музыкантов классического направления, но и для народных хоровых и танцевальных коллективов.
Своё 65-летие мы также готовимся отметить в стенах Московской филармонии 20 ноября, а завершится большой гастрольный тур 14 и 15 декабря выступлениями на родной оренбургской сцене.
- Каков график хора между этими датами?
- Наш юбилей совпал с гастролями по городам России. Они откроются в Новокуйбышевске Самарской области и Пензе. Затем большой гастрольный тур продолжится в рамках федеральной программы «Мы – Россия» Министерства культуры России. Выступления хора пройдут в Твери, Смоленске, Брянске, Орле, Тамбове, Липецке, Сызрани. Есть на гастрольной карте и малые города России – Рославль Смоленской области, Великие Луки Псковской области.
- Юбилей ОГАРНХ отмечает новой концертной программой. Не раскрывая всех секретов, скажите, что ожидает зрителей?
- В первом отделении, которое  носит название «Не тужите, братья-казаки», прозвучат старинные песни и танцы оренбургских казаков. Песни, танцевальная пластика, костюмы – всё построено исключительно на фольклорном материале.
Второе отделение представит попурри на темы известных песен советских авторов 60-70-х годов. Но это не простое «перепевание» шлягеров, а мастерски сделанное композитором Виктором Паниным концертное попурри, где хор продемонстрирует все свои вокальные возможности, владение сложной хоровой фактурой и техническими приемами.  Зрителей ожидает настоящее сценическое действо, придуманное и реализованное режиссером-хореографом заслуженным деятелем искусств России Николаем Андросовым.
Кроме того, мы также подготовили вокально-хореографическую сюиту из песен  композитора Анатолия Лепина на стихи Алексея Фатьянова, созданных для культового советского фильма «Иван Бровкин на целине», который снимался в совхозе «Комсомольский» Адамовского района Оренбургской области. Тогда рядом со звёздами отечественного кинематографа на экране кинотеатров большой страны зрители увидели лица артистов нашего хора. Но из семи полноценных номеров партитуры в фильм вошли только частушки. Мы решили вернуться к исходному замыслу и включили в вокально-хореографическую сюиту весь лучший песенный материал.
Таким образом, в новой юбилейной программе мы постарались представить историю Оренбуржья – от казачьего «Седого Урала» до современности. В финале концерта прозвучит композиция «Мы с тобой навеки, Оренбургский край», в которой прославляется сегодняшний день нашего региона – хлебные поля, широкое раздолье, сила и душевная красота людей труда.
- Коллектив – это всегда люди, которые его создавали и которые сейчас продолжают развивать творческий потенциал. Какие имена определяли творческое «лицо» Оренбургского хора?
- В первую очередь необходимо отдать должное подвижничеству первых руководителей хора – Якову Хохлову, Людмиле Райковой, балетмейстерам Брониславу Адамовичу и Виктору Калдаеву, хормейстеру Николаю Ларькову. На первые программы были приглашены поэт Виктор Боков, композитор Григорий Пономаренко, балетмейстеры Иосиф Слуцкер, Виктор Копылов, известные художники по костюмам Наталья Аникина, Паулина Короткова. Без них не осуществились бы творческие задачи, возложенные на коллектив. Не состоялись первые концерты в Москве, где коллектив получил звание «государственный».
И, конечно, творческие идеи руководителей могли реализоваться только при полной поддержке и самоотдаче основного состава – артистов, тех людей, которые создавали имя и славу Оренбургскому народному хору. У самых истоков стояли заслуженные артисты России Иван Иванович Скуратов, Светлана Андриевская, Борис Никора, супруги Галина и Сергей Еремины. Званиями заслуженных артистов России отмечены солистки хора Людмила Суханова, Антонина Николаева, известные танцовщики Сергей Тишков, Светлана Гремицкая, Светлана Щукина, концертмейстер оркестра Заслуженный работник культуры РФ Виктор Смирнов и многие другие.
И сегодня коллектив полон творческими людьми, энтузиастами, которые работают ему во славу и благодаря труду которых Оренбургский государственный академический русский народный хор сохраняет свои лидирующие позиции.
- В чем, по-вашему, уникальность Оренбургского народного хора?
- Уверен, самобытность кроется в самом названии,  ведь хор был создан в  Оренбуржье с его поистине необъятным песенным наследием. Основная задача коллектива – отражать главные события истории, доносить до всей страны и за рубежом культуру, традиции и обычаи нашего края. В программах хора всегда лежат две главные составляющие – это оренбургский казачий фольклор и крестьянские песни нашего региона, авторская музыка казачьего плана и произведения композиторов Оренбуржья.
Регион наш многонациональный и исторически сложилось, что на территории области столько станиц, столько достойного музыкального материала. Поэтому основа нашего репертуара – это песни Оренбуржья. Мы стараемся подбирать репертуар из песен и танцев разных районов Оренбургской области, в которых воспевается Урал, наши степи, хлеб и наши люди. Мы дорожим своей малой родиной.
- В чем заключаются главные особенности работы с народной песней в Оренбургском хоре?
- Программы хора всегда отличает программность. Недаром основатель коллектива Яков Хохлов осуществлял постановки таких композиций как, например, «Пугачевская вольница», построенная на материале подлинных народных песен того времени и где главной нитью проходит история края. Эта вокально-хореографическая композиция, включающая и монолог Пугачёва, и различные по составу хоровые и танцевальные номера.
Безусловно, мы не можем обойтись без обработки народно-песенного материала. Далеко не все народные песни можно вынести на сцену в исполнении государственного хорового коллектива в подлинном виде: невозможно представить, чтобы современный профессиональный хор пел простое двухголосие в течение 15 минут или исполнял все 77 куплетов, как пели наши бабушки. Это будет слушаться однообразно и поэтому делается редакция текста, производится бережная обработка, привносящая в материал музыкальное развитие.
Последующая разработка сценария песенно-танцевального представления – дело также непростое и не сиюминутное. Необходимо найти подходящую песню, сделать обработку, придумать, как ее исполнить, какое сопровождение написать. Каждая такая жемчужина – песня или танец – должна занять предназначенное только ей место в общем замысле, образовав  композиционное единство. Вот тогда родится по-настоящему захватывающее действо, которое увлечёт зрителя, заставит восторгаться, вновь и вновь одаривая коллектив аплодисментами. Это серьезная задача для команды хореографов, хормейстера, концертмейстера оркестра.
Одна из моих задач как художественного руководителя – сгенерировать центральную идею, дать материал. К тому же, многие песни, которые мы записывали по области, у нас в программах становятся основой оркестровых пьес, трансформируются и из них вырастает пляска. Многие танцевальные номера опираются на сюжет  (например, «Сакмарская плясовая» или «Шарлыкская кадриль») и являются авторскими работами хореографов, основанными на танцевальных элементах нашего региона, записанных в фольклорных экспедициях. Рассказываешь свою идею, а балетмейстер уже думает, как это воплотить в программе Оренбургского хора. Вот такая скрупулезная работа.
- О чем мечтается художественному руководителю в год юбилея?
- Прежде всего – успешно реализовать все запланированные юбилейные мероприятия, порадовать зрителей больших городов и малых уголков России качественно и красиво сделанной работой.
Если говорить о новых проектах, хочется в перспективе подготовить концертное отделение, построенное на материале протяжных лирических песен Оренбургской области. Чтобы все песни были интересны, разнообразны, сделать хорошие концертные обработки. Самое сложное в нашем жанре – это пение без сопровождения – a cappella. Это высший пилотаж. Сделать концерт из таких произведений – моё заветное желание.
- Афиши хора свидетельствуют о том, что коллектив не замыкается только на народных жанрах.
- Много концертных программ состоялось в содружестве с известными артистами, из которых самыми запоминающимися стали совместные выступления с народным артистом СССР Иосифом Кобзоном, народным артистом РФ Дмитрием Хворостовским. Мы принимали участие в Пасхальном фестивале народного артиста РФ Валерия Гергиева, неоднократно выступали в Оренбурге и за его пределами с программой «Пасхальный Благовест».
Новым опытом стало исполнение «Курских песен» Георгия Свиридова с камерным оркестром Оренбургской филармонии. Абсолютно народный в основе своей материал   композитор положил в основу кантаты для академического хора. А у них другая тесситура, другие приемы. Тем не менее, мы справились.
- Кто ваш основной слушатель? И кого бы Вам хотелось привлечь?
- Публика наша абсолютно разная – и молодежь, и среднее поколение, и зрители «серебряного» возраста. Но разницы в их восприятии я не вижу. И знаменитый «Пуховый платок», и хореографические композиции с песнями, танцами всегда принимают с неизменным успехом. Последнее время много работаем по Пушкинской карте, и на концерты приходят совсем юные – с удовольствием слушают.
На вопрос «кто на вас ходит?» отвечу: «Все ходят, кто любит народную песню». Особенно радует, когда молодые люди, чьи музыкальные вкусы нередко сформированы «попсой», после наших концертов проникаются трепетным чувством Родины, любви к родному краю.
А когда-то, в «грустные» 90-е я ходил с предложениями по школам. Мне было невыразимо обидно, насколько слабо тогда работали с детьми в плане пропаганды народной музыки, народной песни. И именно оренбургской. Я обратился к министру образования Оренбургской области Александру Вячеславовичу Ковалёву, который дал указание организовать лекции и мы выезжали в школы, училища, техникумы.
В связи с этим у нас при хоре появились два детских коллектива – «Зернышко» и «Забава», выпускники которых сейчас работают в Оренбургском хоре. Я считаю, в этом мы преуспели, в отличие от многих коллективов. Об уровне подготовки будущих профессиональных артистов говорит тот факт, что ансамбль «Зернышко» принимал участие в концертной программе, представленной в зале Московской филармонии и посвященной 55-летию хора. А в августе нынешнего года детский ансамбль «Зёрнышко» был приглашен в качестве участника на детский культурный форум, организованный Министерством культуры Российской Федерации.
- Что бы Вы пожелали коллективу в преддверии юбилейной даты?
- Пожелаю творческих удач и хороших гастролей, потому что именно на гастролях артисты «просыпаются», начинают расти в профессиональном плане. Зрители для нас – это большое вдохновение, а их аплодисменты и улыбки – самый действенный стимул к творчеству.
Еще раз поздравляю всех артистов и руководство Оренбургского государственного академического русского народного хора с юбилеем! Огромное спасибо, мои дорогие, за ваш труд! Здоровья и творческого вдохновения!
До встречи на концертах новой юбилейной программы, наши дорогие зрители!
Интервью с художественным руководителем Оренбургского государственного академического русского народного хора