Уважаемые оренбуржцы! Вы уже знаете, что с 22 по 28 февраля в Оренбургской областной филармонии состоится 33-й Всероссийский фестиваль профессионального народного искусства "Оренбургский пуховый платок". В его концертах примут участие ведущие коллективы России - Уральский академический русский народный хор из Екатеринбурга, Академический ансамбль народного танца им. Файзи Гаскарова из Уфы и, конечно Оренбургский государственный академический русский народный хор, детские коллективы, а также ведущие солисты филармонии. Фестиваль будет посвящен славной дате - 100-летию со дня рождения композитора Григория Федоровича Пономаренко, автора песни "Оренбургский пуховый платок", давно ставшей символом нашего края. Помимо концертов, оренбуржцев ждет сюрприз - все дни фестиваля в фойе первого этажа филармонии будет работать большая фотовыставка "Оренбургский пуховый платок - с любовью к матери!" На ней будут представлены уникальные фотодокументы из собрания Оренбургского областного музея изобразительных искусств, на которых запечатлены не только создательницы оренбургского пухового чуда, но и исторические фотографии авторов великой песни - Григория Пономаренко и Виктора Бокова.
Фото-проект «Оренбургский пуховый платок – с любовью к матери!» познакомит с историей создания знаменитой песни В. Бокова и Г. Пономаренко «Оренбургский пуховый платок». Очень знаково звучит название фото-проекта – «С любовью к матери!». Если бы кто-нибудь смог подсчитать, скольким одиноким нашим матерям согрел сердце тот самый «Оренбургский пуховый платок»! Сколько заблудших и беспамятных сыновей и дочерей встряхнула эта великая песня, голосом Людмилы Зыкиной вернув к родительскому порогу, растопив лёд их очерствевших душ, разбередив их предательски успокоенную совесть. Пожалуй, никакой Макаренко и Сухомлинский, вместе взятые не смогли бы так тонко и проникновенно, так по-народному нежно и мудро, найти подход к тем струнам человеческой души, которые пробуждают в нас чувство милосердия и сострадания, любви и благодарности. Случилось все в далёком 1958 году. В Оренбурге создавался русский народный хор. Городская филармония пригласила композитора Григория Пономаренко и поэта Виктора Бокова для создания песен. Они написали несколько песен: «Выходил на поля молодой агроном», «Ой, снег-снежок, белая метелица». Но полного удовлетворения не было. Не «шла» песня, которой новый коллектив должен был, как говорится, заявить о себе миру. Так и уехали бы, если бы не случай. Боков в Оренбурге пошёл с композитором Пономаренко на базар купить для матери знаменитый оренбургский платок. Оренбургский пуховый платок наряду с тульским самоваром, матрёшкой, хохломой, гжелью, палехом – один из символов России. Он выбрал самый лучший и в тот же день в Загорск, где жила его мама, была отправлена посылка.
– Я представил себе, – вспоминает поэт, – как в зимний холодный вечер на её плечи ляжет эта тёплая пушистая шаль. И тут, словно ниточка в пряже, потянулись одно за другим слова песни. Не выходя из здания почты, на бланке телеграммы я написал весь её текст.
Пономаренко, когда прочитал, ахнул от восторга, и, пока они возвращались в гостиницу, уже созрела мелодия.
Очень любили авторы, как эту песню пела Людмила Зыкина, считали её трактовку и исполнение эталонным.
«Оренбургский пуховый платок» – эта песня, одна из самых любимых моих, – вспоминала Людмила Георгиевна, – «поэт нашел в стихах удивительно нежный символ любви к матери. «Оренбургский пуховый платок» – это лирическая новелла о том, как полная бесконечного уважения к матери дочь посылает ей подарок. Но у песни есть более глубокий, «второй» план – это рассказ о вечном долге перед матерью, родившей и воспитавшей нас, сделавшей полезными для общества, для других людей. Исполняя «Оренбургский платок», я как бы размышляю над судьбой этой старой женщины, прожившей, по-видимому, нелёгкую жизнь. Женщина мать всегда прекрасна, всегда достойна восхищения. Этот гимн матери я пою беспрерывно целое десятилетие! Уж прибавили по десятку лет к своим жизненным вёснам и поэт, и композитор, а песня – долгожительница в моём репертуаре – звучит и под баян, и под оркестры разные, и под ансамбль, и вообще без сопровождения…
Я не была первой исполнительницей «Оренбургского платка» (впервые песня прозвучала в исполнении Ольги Воронец), но считается, что путёвку в жизнь этой песне дала я. И от этого я бесконечно счастлива».
Оренбурженки вспоминают, что самое большое количество оренбургских пуховых платков на женщинах можно было увидеть на концертах Л.Г. Зыкиной. Казалось, что в зале все зрительницы в белых нарядах. Саму Людмилу Георгиевну буквально задаривали платками. Надо сказать, что они ей были к лицу. Царская осанка, особая женская стать и белый удивительной красоты оренбургский платок на плечах был не просто украшением певицы, он будто был частью её самой, олицетворением самой России.
У поэтессы Ларисы Васильевой есть воспоминание о том, как ехала она однажды в поезде с женщиной-крестьянкой. «По радио запели «Оренбургский пуховый платок», — пишет Васильева. — Мне стало радостно, и я сказала спутнице, что знаю автора этих слов. Она улыбнулась:
— Тебе что, триста лет, что ли? Это народная песня.
— Это слова Бокова Виктора Фёдоровича.
— Какого Бокова! Мать моя ещё пела. Мне ль не знать!»
Вот уж действительно — нет большего счастья для поэта и композитора, когда их произведение, отрываясь от имени автора, отрываясь от места, времени и повода их написания, уходят в народ, становятся частью народной культуры и жизни. Оно приходит в наши дома и остаётся с человеком на всю жизнь. Потому что каждая песня - это картина российского быта, она близка каждому, кто живет в России. Будь это картина природы, или картина первой любви, или большого человеческого тепла, а может это что-то весёлое и задорное. Но все это очень и очень близко нам, а может это и про нас…и поэтому строки, рожденные нашими любимыми авторами, становятся народными, их поёт народ на протяжении многих десятилетий. Трудно представить, сколько уже поколений выросло на этих песнях. Их пели наши бабушки, наши мамы не могут вспомнить дня, чтобы не звучала одна из песен Бокова и Пономаренко по радио или телевизору, настолько они популярны. Едва появившись, они становились застольными песнями русского народа, да и сегодня молодежь трогает красота и лиричность этих песен.
Источник: Оренбургский музей изобразительных искусств