Оркестр Мариинского театра
В 2008 по результатам опроса ведущих музыкальных критиков крупнейших изданий Европы, Америки и Азии он был включен в список 20 лучших оркестров мира. Если бы критики учитывали, что речь идет о театральном коллективе с огромным, постоянно обновляющимся репертуаром и каждодневными концертами и перелетами, — они назвали бы Мариинский оркестр лучшим.
Это коллектив высочайшей культуры, создаваемой не одним поколением музыкантов. За два века существования оркестра в нем играли выдающиеся российские исполнители, а за пультом стояли Гектор Берлиоз и Рихард Вагнер, П.И.Чайковский и С.В.Рахманинов, Густав Малер, Ганс фон Бюлов, Ян Сибелиус, Рихард Штраус, Арнольд Шенберг. Мариинский оркестр впервые представил на суд публики сочинения, которые составляют сегодня золотой фонд европейской классики.
История одного из старейших музыкальных коллективов России восходит к началу XVIIIв., ко времени возникновения придворной инструментальной капеллы. У истоков оркестра стояли два выдающихся музыканта — почти 50 лет коллективом руководил композитор Катерино Кавос, которого затем сменил Константин Лядов. С приходом в театр Эдуарда Направника начинается «золотой век» в истории коллектива. Во многом благодаря его усилиям к последней четверти XIXв. оркестр завоевал репутацию одного из лучших в Европе. За 53 года работы в театре Направник разучил и поставил 79 оперных спектаклей и, кроме того, дирижировал еще 30 операми, подготовленными другими маэстро.
В советское время блестящие традиции коллектива продолжили такие дирижеры, как Владимир Дранишников, Арий Пазовский, Евгений Мравинский, Константин Симеонов, Юрий Темирканов. Оркестру принадлежит честь первого исполнения многих оперных и балетных произведений Чайковского, опер Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, балетов Шостаковича, Хачатуряна, Асафьева.
С 1988г. оркестр Мариинского театра возглавляет Валерий Гергиев. С приходом маэстро оркестровый репертуар значительно расширился. Помимо опер (среди которых в первую очередь стоит назвать тетралогию «Кольцо нибелунга» и все — начиная с «Лоэнгрина» — оперы Вагнера, исполняемые на немецком языке; все оперы Прокофьева и Шостаковича, большую часть оперного наследия Римского-Корсакова, Чайковского, обе авторские редакции «Бориса Годунова» Мусоргского, оперы Р.Штрауса, Яначека, Моцарта, Верди, Берлиоза, Пуччини, Доницетти и др.) репертуар оркестра пополнился огромным количеством симфонических произведений. Им были исполнены все симфонии Бетховена, Брамса, Малера, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича, произведения Стравинского, Мессиана, Дютийё, Хенце, Щедрина, Тищенко, Губайдулиной, Канчели, Каретникова, Раскатова и др. Обогащению репертуара и быстрому росту исполнительского уровня особенно способствовало открытие в 2006 г. концертного зала, ставшего основной площадкой для реализации масштабных симфонических планов маэстро.
Под руководством Гергиева оркестр Мариинского театра сотрудничает с крупнейшими оперными сценами и концертными залами мира, среди которых Метрополитен-опера, Кеннеди-центр, Карнеги-холл, Королевский оперный театр Ковент-Гарден, театр Карло Феличе, Опера Сан-Франциско, театр Ла Скала, Новая Опера Израиля, Театр Шатле, зал Плейель, Венский Концертхаус, амстердамский Концертгебау, Зальцбургский и Эдинбургский фестивали.
Юбилейный сезон 2012—2013 начался для Мариинского оркестра серией важных гастролей: Большой национальный театр Китая (Мариинский театр открывал этот зал в 2007), роттердамский «Гергиев-фестиваль», недельный российский тур, открывшийся благотворительным выступление в пострадавшем от наводнения Крымске. На следующий день после региональных гастролей, — открытие 230-го сезона театра «Хованщиной» с Ольгой Бородиной. 25 сентября, в день рождения композитора, — программа произведений Шостаковича в Большом зале Московской консерватории с участием Дениса Мацуева. В октябре — масштабный тур по Канаде и США с кульминационным концертом на сцене нью-йоркского Карнеги-холл. В программе американских гастролей звучала музыка «Весны священной» Стравинского — одно из любимых произведений маэстро Гергиева. Исполнение приурочено к 100-летию этого революционного в истории музыки сочинения, этому же событию была посвящена американская премьера опуса молодого немецкого автора Маттиаса Пинчера «Chute d'Étoiles. Part 1» («Звездопад. Часть 1»), написанного по заказу Центра исполнительских искусств штата Северная Каролина и Шлезвиг-Гольштейнского фестиваля. «Звездопад» задуман как своеобразное приношение «Весне священной» и ее гениальному создателю. И еще одна американская премьера — моноопера «Клеопатра и змея» Родиона Щедрина (в декабре мариинские музыканты представили эту музыку в Москве, на фестивале в честь 80-летия Щедрина).
Ноябрь Мариинский оркестр провел в Азии: сначала Центр искусств Сеула, затем — 10 концертов в крупнейших городах Японии. В Стране восходящего солнца петербургских музыкантов любят и ждут: маэстро Гергиев включил в осенние программы такие изюминки, как «Лючия ди Ламмермур» с Натали Дессей и роскошный Скрипичный концерт Сибелиуса с Леонидасом Кавакосом. Завершилось дальневосточное турне в Китае программой сочинений Сергея Прокофьева с участием пианиста-виртуоза Ланг Ланга.
2013 год оркестр Мариинского театра открыл сочинениями Шостаковича в Париже и Тулузе, а также масштабным туром по Испании. Затем следует весенний цикл гастролей, включающий поездки во Францию, Италию, Нидерланды и Австрию и приуроченный к 100-летию «Весны священной» Стравинского; концерты в Москве и регионах России в рамках Московского Пасхального фестиваля, исполнение Шестой симфонии Малера совместно с оркестром Мюнхенской филармонии, выступления на Фестивале в Миккели (Финляндия), Шлезвиг-Гольштейнском фестивале (Германия), Фестивале Балтийского моря.