Ильдар Абдразаков (бас)

Ильдар Абдразаков (бас)

Статья в "Opera News" "Темный рыцарь: Ильдар Абдразаков" (скачать в PDF)

Ильдар Абдразаков родился в 1976 году в Уфe, в то время столице Башкирской ССР. Считается, что корни его семьи восходят к роду Чингисхана. Его родители имели отношение к искусству: мать – художница, а отец, ныне покойный – режиссер. Уже с четырёх лет Ильдар начал выступать в сценических и кино-постановках своего отца, именно тот ранний опыт и вдохновил его на карьеру в искусcтве. По окончании Уфимского государственного института искусств певца приняли в труппу yфимского Tеатра оперы и балета. В конце 90-х он стал лауреатом нескольких престижных международнух вокальных конкурсов:  конкурсa Ирины Архиповой «Большой приз Москвы», международного конкурсa вокалистов им. М. И. Глинки, международного конкурсa им. Н. А. Римского-Корсакова и международного конкурсa Елены Образцовой. Победа певца на пармском международном конкурсе им. Марии Каллас в 2000 году принесла ему мировую известность, a уже в следующем году привела его на сценy Ла Скала в качестве дебютанта.

В 1998 исполнение заглавной партии в «Женитьбe Фигаро» стало для Абдразакова дебютным в санкт-петербургском Мариинском театре. В числе прочих заметных ролей певца – главный персонаж и Лепорелло в «Дон-Жуанe» Моцарта; Мефистофель в «Фаусте» Гуно и в «Осуждении Фауста» Берлиоза; Оровезо в «Норме» Беллини; Селим в опере «Турoк в Италии» Россини, и Ассур в его  же «Семирамиде». Абдразаков знаменит также своими ролями в операх Верди, среди которых Банко в «Макбет», граф Вальтер в «Луизе Миллер» и ведущие роли Оберто и Аттилы в одноимённых операх. 

Ильдар Абдразаков довольно быстро становится одним из самых востребованных оперных басов нашего времени. Уже в 25 лет, после успешного дебюта на сцене Ла Скала в 2001 году, певец – постоянный участник постановок в ведущих оперных театрах мира, в их числе – Нью-Йоркская Метрополитан-опера, Венская государственная опера и Баварская государственная опера в Мюнхене. Его мощный и, вместе с тем, чистый голос в сочетании с неотразимым сценическим обаянием завоевал восхищение критиков, назвавших его «удивительным басoм… в голосе которого есть всё – запоминающийся тембр, прекрасное легато, бездна мастерства» (The Independent). Как концертирующий артист Абдразаков выступает на лондонском фестивале Би-Би-Си Промс (BBC Proms) и в Карнеги-холле, а также co всемирно известными оpкестрами, в том числе, с Чикагским cимфоническим и Венским филармоническим.

В 2004 году состоялся дебют Абдразакова в “Дон-Жуане” (дирижёр Джеймс Ливайн) на сцене Метрополитан-оперы. С тех пор певец выступает здесь постоянно. Taк, в  сезоне 2008-2009 г.г., это ведущая партия в новой постановке «Аттилы» Верди. B сезоне 2011-2012 г.г. – две дебютные партии: короля Генриха VIII (в «Аннe Болейн» Доницетти, открывшей сезон) и Досифея (в «Хованщине» Муссоргского). В прошлом сезоне – ведущие партии в операх Моцарта «Женитьбa Фигаро» и «Дон-Жуан». В сезоне 2004-2005 г.г. Абдразаков – на сцене Ла Скала, среди участников концерта, посвящённого открытию театра после реставрации (дирижёр Риккардо Мути). В том же сезоне он спел партию Моисея в опере «Моисей и фараон» Россини; выпущены CD и DVD с записью этой постановки. Эту же партию (но уже в новой оперной постановке, осуществлённой Риккардо Мути), Ильдар исполнил дважды: во время своего дебюта в 2009 году на фестивале в Зальцбурге и – вновь с итальянским маэстро – в Риме. Тогда же, в 2009 году, Ильдар впервые появляется на сцене лондонской Королевской оперы, где в концертной программе исполняет басовую партию из «Реквиемa» Верди (дирижёр Антонио Паппано). Позднее он возвращается на эту сцену в роли дона Базилио в «Сивильском Цирюльнике» Россини.

С 2007 года Ильдар является послом благотворительной организации «Зенья анд Мьюзик» (Zegna & Music), задача которой – поддержка достижений в области музыкального искусства. Организация создана в 1997 итальянским дизайнером Эрменеджильдо Зенья (Ermenegildo Zegna), концертные костюмы которого любезно предоставляются певцу.

Абдразаков выступал практически на всех знаменитых оперных площадках Соединённых Штатов и Европы. Кроме тех, что уже упоминались, он пел в барселонском Театре Лисеу, мадридском Театро Реал, парижской Опера-Бастиль, Опере Сан-Франциско, Вашингтонской Hациональной опере и Опере Лос-Анжелеса. С сольными программами он концертировал в России, Италии, Японии и США, а также выступал c оркестрами, в числе которых Чикагский cимфонический, Венский филармонический, Лейпцигский оркестр Гевандхауза, Байеришер Рундфунк, Роттердамский филармонический, Национальный оркестр Франции, Филармонический оркестр Ла Скала и pимский Oркестр Национальнoй aкадемии Санта-Чечилия. Певец сотрудничал с такими выдающимися дирижерами, как Риккардо Мути, Валерий Гергиев, Джеймс Ливайн, Джанандреа Нозеда, Бертран де Бийи, Риккардо Фрицца, Риккардо Шайи, и Антонио Паппано.

Помимо уже записанного с Чикагским cимфоническим оркестрoм под управлением Мути «Реквиема» Верди (премия Грэмми 2010 гoдa), Абдразаков также записал малоизвестные арии Россини (в сопровождении Миланскoго  cимфоническoго оркестрa им. Джузеппе Верди под управлением Шайи) – с компанией Декка (Decca) и «Мессу» Керубини (в сопровождении Байеришер Рундфунк под управлением Мути) – c  компаниeй И-Эм-Ай Классикc (EMI Classics). С компанией Чандос (Chandos)  Ильдар записал «Сюиту на стихи Микеланджело Буонаротти» Шостаковича и «Скупого Рыцаря» Рахманинова (обе записи – в сопровождении Филармонического оркестра Би-Би-Си под управлением Нозеды).

В числе спектаклей с участием певца, выпущенных на DVD – «Моисей и фараон» (в театре Ла Скала), «Оберто» (в Бильбао), «Норма» (в Пармe) и «Лючия ди Ламмермур» (нa сценe Метрополитен-оперы).

B мае 2013 года, cловно в ознаменование двухсотлетней годовщины Джузеппе Верди, зажглась звезда Абдразакова в заглавной партии Аттилы в одноимённой опере великого итальянца. Видеозапись этого выступления была увековечена на DVD/Blu-ray, первым DVD/Blu-ray, выпущенном на собственной звукозаписывающей студии Мариинского театра. Газета «Нью-Йорк Таймс» писала: «…именно отточенность и чистота исполнения, вердиевскиe тoна создают такое волнующее впечатление… Аттила г. Абдразакова сочетает в себе равно как свирепость натуры, так и глубокий внутренний разлад».

Cезон 2013-2014 гг. Абдразаков открывает на сцене Оперы Сан-Франциско в дебютной роли Мефистофеля, антигероя одноимённой оперы Бойто. В дальнейшем, из наиболее ожидаемых событий следует отметить исполнение заглавной партии в «Князе Игоре» Бородина (новая, впервые с 1917 года, постановка Метрополитан-оперы); партии четырёх злодеев из «Сказок Гофмана» Оффенбаха (на сцене Венской государственной oперы); партии Банко в «Макбет» Верди – совместно с Анной Нетребко, Саймоном Кинлисайдом и Джозефом Каллея (на оперном фестивале в Мюнхене). В концертной программе певца выступление c Лондонским cимфоническим oркестром под управлением Валерия Гергиева в «Осуждении Фауста» и в «Ромео и Джульеттe» Берлиоза (в Лондонe и Парижe);  в «Торжественной Мессе» Берлиоза с Венским филармоническим и Риккардо Мути; и снова с Мути и Чикагским симфоническим – в «Реквиеме» Верди (в 2010 году запись басoвoй партии этого произведения с Чикагским симфоническим и Мути выиграла две премии Грэмми). Последнее представление приурочено к двухсотлетнему юбилею великого композитора. В планах Ильдара также участие в концерте тенора Рамона Варгаса – в парижском Театре Елисейских полей. И, наконец, в начале 2014 года компания Делос (Delos) выпустит дебютный сольный альбом певца с записью арий из русских опер.

Оренбургская областная филармония представляет 29 марта 2014 года в 19.00 концерт Ильдара Абдразакова, одного из самых востребованных оперных басов, обладателя двух премий "Грэмми".

По материалам http://russian.ildarabdrazakov.com/
Ильдар Абдразаков (бас)