25 октября — день рождения оперной певицы Галины Вишневской

Галину Вишневскую по праву называли царицей оперной сцены. Одна из самых ярких певиц ХХ века, во многом изменившая привычное представление о канонах оперного исполнительства, она не просто великолепно пела Аиду, Татьяну, Тоску, Мадам Баттерфляй, а создавала драматический образ. «Музыка должна высекать огонь из людских сердец» – это девиз Галины Вишневской.

Всем, чего достигла в жизни Вишневская, она обязана только себе самой. Женщина поразительной силы характера, цельная и сильная личность, она прожила жизнь, лишений и трудностей в которой хватило бы на несколько. Ее судьба складывалась не «благодаря», а «вопреки». Но поражения она умела превращать в победы.

Детство и юность певицы прошли в Кронштадте и в Ленинграде. Там она пережила блокаду, в первый раз вышла на сцену. «Семь классов образования. Когда началась война, школы закрылись – блокада – вот и школа вся. Жизнь всему научила: и сольфеджио научила, и петь научила, и выживать научила», – утверждала Галина Павловна.

Взрослая творческая жизнь сложилась в Москве, где она стала солисткой Большого театра. И на всю жизнь влюбилась в его сцену. Когда в 1952 году Галина Вишневская была принята в стажерскую группу Большого театра, режиссер Борис Покровский написал: «Кто-то свыше, для проверки нашего чутья и справедливости заслал к нам молодую, красивую, умную женщину с экстраординарными вокальными данными…и дерзкой правдой на устах». В Москве она встретила свою судьбу, построила свою школу. А свободу обрела в Париже. Годы эмиграции только закалили характер. Но до конца своих дней оставалась эталоном высочайшего профессионализма и исключительной человеческой принципиальности.

Вишневская выступала с Караяном и Доминго, выходила на сцены Ла Скала и Ковент-Гарден, Шостакович и Бриттен посвящали ей произведения. Судьбы великих людей зачастую связаны с судьбами стран и поколений. В истории жизни Галины Вишневской можно найти все беды и радости нашей страны за последнее столетие. А еще – множество знаменитых премьер, гениальных трактовок, уникальных музыкальных откровений.